Логопедическое направление социально-психологической службы ГБОУ Лицей № 1561 15.11.2014

Одно из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста — развитие речи. Формирование фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной речи находится под контролем учителей-логопедов комплекса.

Логопедическое направление социально-психологической службы

ГБОУ Лицей № 1561

Помните, только тесный СОЮЗ учителя, логопеда, воспитателя и родителей дает прекрасный результат в обучении детей с речевыми нарушениями!

Одно из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста — развитие речи. Формирование фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной речи находится под контролем учителей-логопедов комплекса. Планомерная работа начинается уже в дошкольном отделении. Углублённое логопедическое обследование выявляет речевые нарушения, а также уровень развития речи детей. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия направлены как на устранение речевой патологии, так и на повышение общего уровня развития речи. На занятиях ведётся работа по развитию мелкой моторики, артикуляционной моторики, коррекция фонетических нарушений, расширение и обогащение лексической стороны речи, формирование полноценного грамматического строя и развитие самостоятельной связной речи. Кроме того, в старших группах детского сада учителя-логопеды ведут подготовку к обучению грамоте. Специальные методики позволяют развивать фонематический слух, устойчивые навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, что в свою очередь создаёт базу для формирования навыка чтения, успешного освоения школьной программы по русскому языку и служит профилактикой возникновения таких серьёзных нарушений как дислексия и дисграфия.

Задачи логопедического пункта:

1. Диагностика и коррекция устной и письменной речи учащихся/воспитанников;

2. По результатам диагностики составление совместно с педагогом-психологом индивидуального маршрута развития ребенка;

3. Расширение сотрудничества со всеми специалистами комплекса, учителями, воспитателями дошкольного отделения и родителями;

4. Распространение знаний о коррекционно-педагогической деятельности среди родителей и педагогов;

5. Использование ИКТ в коррекционной и просветительской работе.

В первую очередь на логопедические занятия зачисляются дети, речевые нарушения которых оказывают препятствие успешному усвоению программного материала. С 1 по 15 сентября проводится обследование устной и письменной речи учащихся начальной школы. Оно позволяет определить необходимый объём работы по устранению нарушений индивидуально для каждого учащегося. Тесная связь между учителем начальной школы и логопедами помогает контролировать усвоение школьной программы по русскому языку, процесс формирования навыка чтения, а при выявлении специфических трудностей своевременно начать работу по их устранению. С 16 сентября по 15 мая дети посещают групповые и индивидуальные занятия с периодичностью 2 - 3 раза в неделю в зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции. Логопедическая группа комплектуется из учащихся, имеющих однородные нарушения речи.

Формы логопедических занятий:

1. Индивидуальная – длительность 20 минут. Задача – коррекция нарушений устной речи.

2. Подгрупповая – длительность 40-45 минут. Задача – профилактика и коррекция нарушений письменной речи.

Особенности проведения логопедических занятий:

1. Наполняемость групп от 3 до 7 учащихся/воспитанников в зависимости от речевого нарушения;

2. Внеурочное время занятий в школьных отделениях;

3. Продолжительность занятий от 3 месяцев до 3-х лет;

4. Отсутствие оценок для школьников;

5. Индивидуальные домашние задания на отработку поставленных звуков.

Диагностика и коррекционные программы учителя-логопеда